Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста

Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников. | методическая разработка по теме: | образовательная социальная сеть

Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика

высших психических функций  младших школьников.

В настоящее время значительно увеличивается число детей, которые не справляются со школьной программой  и попадают в разряд неуспевающих. Решением данной проблемы являются разработки и практическое применение новых подходов в диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, приводящих  к трудностям в учебе.

Практика показывает, что успеваемость ребенка в школе зависит от многих обстоятельств. Чаще всего затруднения в обучении обусловлены несвоевременной сформированностью отдельных функциональных систем  психики школьника. Можно определить две основные причины данной несформированности:

  1. Неблагоприятная среда развития

Сюда относятся  дети из социально неблагополучных семей,  где

негативное влияние окружающей среды, плохие бытовые условия, отсутствие родительского контроля и помощи приводит к относительной «незрелости» психических процессов.

  1. Вторая  обусловлена спецификой созревания мозговых структур ребенка.

Мозг ребенка развивается постепенно. При неравномерном созревании мозговых структур или незначительном отклонении в их работе возникают определенные трудности в обучении и развитии ребенка, а также в особенностях  познавательной деятельности в целом и ее качественных характеристик у детей разного возраста.

    Во время обучения необходимо, чтобы педагогические требования к ребенку соответствовали его возможностям, в том числе и уровню функционирования нервной системы. Несоответствие требований приведет к трудностям в обучении и снижению успеваемости и мотивации к обучению. Для своевременного выявления и понимания психологических, нейрофизиологических и психолингвистических причин возникновения этих трудностей можно использовать нейролингвистическую диагностику.

Данный вид обследования  Я чаще всего использую у первокласников

Методика нейропсихологического и нейролингвистического обследования включает : обследование высших психических функций, а в частности памяти ( слуховой, зрительной, двигательной), внимания, мышления, речи, анализ нейролингвистических возможностей удержания и воспроизведения звуковой структуры рядов цифр и слов  в прямом и обратном порядке, соотнесение параметров памяти с работой различных зон и полушарий мозга. Учитывая сложность диагностики речевых дефектов, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и сформированность   впф  ребенка.

     Анализ обследования, позволяет выявить, в каком состоянии находятся различные звенья памяти. Это в дальнейшем поможет специалисту проводить коррекционную, обучающую или развивающую деятельность, направленную на развитие слабых звеньев памяти с опорой на ее сильные стороны, привлекая для работы  различных специалистов  (невропатолога, педиатра, психолога и т.), а также правильно составить индивидуальный маршрут обучения ребенка с учетом сохранных анализаторов.

Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста

Книга является теоретическим и практическим пособием для нейропсихологического обследова­ния уровня сформированности высших психических функций у детей младшего школьного возраста. Применение Луриевской батареи нейропсихологических тестов, адаптированной для детского возраста, позволяет выявить механизмы трудностей обучения в школе и наметить стратегию коррекционно-раз- вивающего обучения.

Книга состоит из двух частей: в первой части анализируются задачи и возможности нейропси­хологического обследования, а также описывается качественный и количественный анализ результатов выполнения всех тестов. Во второй части книги представлен диагностический материал.

Для психологов, коррекционных педагогов, дефектологов, педиатров и детских невропатологов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector