Анализ произведения Толстого Юность

Основные герои трилогии

  • Николенька Иртеньев – главный герой всех трех повестей трилогии, растет в дворянской семье, умен не по возрасту, тонко чувствует мир.
  • Иртеньева Наталья Николаевна– мать Николеньки, напрямую образ этой героини писатель не демонстрирует, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
  • Иртеньев Петр Александрович– отец Николеньки, граф, рассудительный, строгий, авторитетный мужчина.
  • Наталья Савишна – экономка, самозабвенно служит семейству, на которое работает.
  • Карл Иванович – учитель Коленьки, добрый и заботливый.
  • St.-Jerome – француз по происхождению, гувернёр в доме Иртеньевых, по началу у него и Николеньки очень скверные отношения, постепенно они движутся в лучшую сторону, главный герой признает, что он хорошо выполнял свои обязанности, однако был самовлюблен и тщеславен.
  • Бабушка – графиня, величественна, уважаема, с внуками добра и весела, особенно сближается с ними после смерти дочери.
  • Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеньевых г-жи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девочку.
  • Семенов – студент-разночинец, учился вместе с Николенькой, часто прогуливал, пользовался уважением среди студентов, влез в долги, продал себя в рекруты.
  • Дубков— адъютант, приятель Володи Иртеньева, ограничен, но при этом искренен и чистосердечен, увлекается шампанским и женщинами, игрой в карты.
  • Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеньевых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но неряшлива дома, с Николенькой у нее неприятные отношения, с отцом Николеньки отношения дошли до состояния тихой ненависти и отвращения, несмотря на то, что она всячески старалась завоевать любовь своего мужа.
  • Зухин – товарищ Николеньки по университету. Пылкий, деятельный, не любил науку, хотя легко все схватывал. Сначала Николенька испытывал к нему чувство призрения, однако позже видит в нем положительные качества.
  • Ивин Сережа – родственник и сверстник Иртеньевых, Николенька испытывает симпатию к Сереже, но не находит ответных чувств.
  • Иртеньев Володя – старший брат Николеньки, провоцирует брата на соперничество, несмотря на это отношения братьев хорошие.
  • Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки, имеет сходство с матерью в манерах и в голосе.
  • Катенька – дочь гувернантки Любочки Иртеньевой, первая любовь Николеньки.
  • Князь Иван Иваныч — тип аристократа прошлого столетия, уважаем, имеет высокие нравственные принципы, добр, хорошо образован, однако несколько надменен.
  • Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой у нее натянутые.
  • Мими (Марья Ивановна) — гувернантка Иртеньевых, мать Катеньки, по мнению Николеньки скучная женщина, отец Николеньки некогда был увлечен ею.
  • Михайлов Яков – приказчик, крепостной Иртеньевых, вел себя спокойно и достойно, был предан своим хозяевам.
  • Дмитрий Нехлюдов – князь, приятель Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Анализ 2

Наверное, каждому, кто учился в школе знаком такой писатель как Толстой. Кроме этого каждый знает, что у него имеется трилогия «Детство», «Отрочество», а также и «Юность». Вот именно про «Юность» и пойдет речь.

Когда начинаешь читать данное произведение, то кажется, что именно вам автор открывает свою душу и запускает внутрь себя, и вы начинаете ощущать все эмоции, которые он испытывает.

Главным героем становится парень по имени Николай. Недавно ему исполнилось пятнадцать лет. Он имеет свою точку зрения, которой делится с другими людьми. Ему кажется, что каждый человек должен стремиться к тому чтобы развиваться и двигаться дальше, а не стоять на месте.

Также ему кажется, что всего можно добиться легко и просто и для этого не существует никаких преград и препятствий. Николай уже решил куда он пойдет после окончания школы и уже к этому тщательно готовиться. Кроме этого он заглядывает и дальше, ему хочется отыскать себе замечательную и правильную жену, с которой они будут жить по всем правилам и законам и никогда их не нарушать.

А тем временем в семье нашего главного героя происходят некоторые изменения. Отец раньше всегда стремился после работы домой. А вот теперь он считает, что там ему делать нечего и поэтому стал все реже и реже приходить домой. На все вопросы он шутит и ничего никому не рассказывает.

У Коли начались вступительные экзамены, к которым он очень тщательно готовился и поступает. Парень гордиться собой, ведь он совершил еще один шаг навстречу своей мечте.

К парню приехал отец и они несколько дней находились вместе. А когда он уезжал, то оставил ему немного денег и кучера с конем. Теперь парень волен делать все что ему только захочется. И тут автор подробно описывает те моменты, когда главный герой начинает совершать ошибки, за которые потом придется отвечать.

Кроме этого ему еще нужно выполнить все что приказал отец. А он сказал, чтобы парень посетил богатых и влиятельных людей, к которым потом можно обратиться за помощью.

В одной из семей он встречает Соню, которую давно не видел. Но если раньше она была маленькой, то теперь она стала привлекательной дамой, и он понял, что влюбился в нее.

В другой семье он узнает о том, что он стал наследником всего имущества.

И заканчивается произведение тем, что неожиданно у себя дома Николай находит ту самую тетрадь, в которой записывал все свои правильные ходы и вспомнил, что со многими людьми он поступил неправильно, но еще не поздно встать на правильный путь и хотя бы что-то исправить.

Анализ повести толстого «юность»

1. История создания произведения.

Над целой трилогией, в которую входит повесть «Юность», Л.Н. Толстой работал с 1851 по 1856 год. Над последней частью цикла писатель работал в 1856 году. Уже в сентябре автор завершает произведение, но остается недовольным им. Однако положительная оценка А.В. Дружинина дает повод Л.Н. Толстому опубликовать свое произведение в «Юности».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Юность», как и другие произведения трилогии, является автобиографической повестью. В ней отобразились все душевные переживания автора, которые сначала были зафиксированы в его дневнике, а затем вылились в творческой форме в повесть «Юность». Автор выбирает жанр повести, так как с ее помощью можно было ярко описать внутренний мир героя.

3. Название произведения и его смысл.

Название всей трилогии – «Детство. Отрочество. Юность». Л.Н. Толстой хотел показать основные этапы развития личности и формирования его характера. Юность – это более осознанная пора, в отличие от первых двух стадий.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от первого лица. Роль рассказчика выполняет главный герой произведения – Николай Иртеньев. Такая форма повествования позволяет увидеть все события глазами непосредственного участника. Помимо достоверности, это дает близость читателя с главным героем. Диалог рассказчика и читателя позволяет наиболее точно и ярко раскрыть душу главного героя.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Повесть начинается размышлениями Николая о том, когда именно начинается пора юности. Центральный персонаж приходит к выводу о том, что она приходит, когда человек сам к этому готов, когда он хочет самосовершенствоваться дальше. Этот переход от отрочества к юности и становится основой повествования.

Большое внимание писатель уделяет в повести теме дружбы и мотивам воспоминания. Рассказчик вспоминает свое прошлое с трепетом и теплом. Память о матери, о доме окрашены яркими красками.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит жизнь шестнадцатилетнего Николая. Он уже думает о своем будущем, о своем жизненном предназначении, поэтому показано, как герой готовится к экзаменам. Чтобы понять самого себя, Иртеньев старается вести дневник.

В дом к Николая приезжает монах, и главный герой исповедуется ему, но забывает рассказать о своем самом большом грехе. Исповедавшись, Николай чувствует себя нравственно очищенным человеком.

Николай сдает экзамены и поступает в университет. Почувствовав, наконец, себя взрослым, герой покупает табак и трубку. Однако Нехлюдов останавливает героя и пытается увести его с ложного пути. Николай сравнивает Нехлюдова с другими товарищами и понимает, что хочет быть похожим не на друга, а на «неправильных» знакомых. Нехлюдов все же разрешает внутренний спор между ними. Николай чувствует себя комфортно лишь в общении с ним.

Николай не может выбрать то, как ему правильно себя вести. Это делает героя несчастным. Тогда главный герой вспоминает о той тетради, в которой записывал «Правила жизни», записывает себе новые правила и решает жить по ним.

7. Система образов произведения.

Особое внимание Л.Н. Толстой уделяет не действию, а описанию внутреннего мира главного героя. Писателю было важным показать нравственные искания Николая Иртеньева, его жизненный путь.

Николай обладает качеством саморефлексии. Герой думает о своей жизни и о своих поступках. Самопроверка, стремление к лучшей жизни – вот что характеризует центрального персонажа повести «Юность».

Важным образом в произведении является Дмитрий Нехлюдов, друг Николая. Он нравственно чист, он честен с собой и другими. Благодаря советам и помощи Нехлюдова Николай не оказался на ложном пути.

Противопоставлены образу Нехлюдова Володя и Дубков. Это настоящие моты, которые ищут от жизни лишь удовольствие и развлечения.

8. Композиция произведения.

Повесть «Юность» состоит за отдельных глав. Каждая глава – это отдельный эпизод жизни главного героя. Они содержат какую-то мысль о человеческой жизни в целом.

Повесть не обладает сложным сюжетом или огромной динамикой действия, потому что композиционно повесть построена на передаче внутреннего состояния героя.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный прием, которым пользуется Л.Н. Толстой, – психологизм. На нем построена вся повесть. «Диалектика души» – главный замысел писателя.

10. Отзыв о произведении.

Повесть «Юность», как и вся трилогия Л.Н. Толстого, показала искания человеком собственного пути. Для подрастающего поколения это произведение очень актуально.

Анализ произведения толстого юность

Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание. Как раз в заключительной части мы можем наблюдать его взросление и становление как человека, который выбрал верную тропу своей жизни, правда на его жизненной дороге было большое количество искушений и друзей, которым были важны только гуянки.

«Юность» Льва Николаевича Толстого разделяет тяжесть в душе Николая Иртеньева. Произведение происходит от лица главного героя, это и делает нас ближе к герою.

В произведении уживаются и фантастика и простой быт. Иногда кажется, что именно читателю Николай показывает себя, раскрывает свою душу, личность, всерьез впускает читателя в его жизнь, делится своими переживаниями, эмоциями. Рассказ написан в виде автобиографичной прозы.

В начале повествования Николай дает пояснения, когда началась юность. Юность началась тогда, когда Николай думал о том, что цель человека – это стремление к самоулучшению. Шестнадцатилетний Коленька, готовиться к поступлению в Московский университет, для этого ему необходимо сдать выпускные экзамены.

Юный мыслитель размышляет о своем призвании, о грядущем. Все свои доводы он записывает в тетрадь, в которой повествует о законах, которые, как он считает, необходимы для развития каждому человеку. Он старается найти свое призвание в этом недоброжелательном социуме, старается подтвердить свою неподвласность от всех, уйти от социального мнения, от ярлыков, с которыми он ведет борьбу. Это доказывает его характер, свободный и упрямый.

Николай – в отроческом возрасте. Собственно в этом возрасте он начинает вернее понимать свое значение в истории и роль социума для человека, также как и понимать себя.

По окончании успешной сдачи вступительных испытаний и удачного поступления в университет, наш персонаж становится учащимся. Способный проанализировать происходящее вокруг него, его черты становятся шире и он гораздо лучше способен общаться. Взаимоотношения высших слоев и простых людей – это огромная проблема России, о которой главный герой прекрасно знает.

Николай заметил, что высшее общество имеет абсолютно такую же самолюбивую манеру нравов к нему, как он к крестьянам. Он неплохо находит общий язык с учащимися различного уровня. Если Николаю не нравилась речь собеседников, он все равно видел хорошее в этих людях, это и привлекает и воодушевляет персонажа.

Ему льстит общение с такими людьми. Он знает, что неважно какого происхождения человек, самое главное – это его общительность, отзывчивость и характер. И все это и играет главную роль в построении мнения о человеке. В дальнейшем, самым главным его врагом становится он сам.

Анализ произведения юность толстого

Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.

В рассказе уживаются вместе фантастика и простой быт. Порой кажется, что исключительно тебе Николай раскрывает свою личность, свою душу, глубоко погружает читателя в его внутренний мир, делится своими эмоциями. «Юность» была написана в виде автобиографичной прозы.

У меня есть предположение, что именно этот вид жанра облегчил задачу Льву Толстому описать картину бурного потока мыслей человека. Не зря же ведь русский философ Николай Гаврилович Чернышевский описывал писателя, как о человеке, разбиравшийся в душах людей.

Во вступлении Николай поясняет, с какого момент началась юность. Юность началась, когда Николай подумал о том, что цель человека есть стремление к самоулучшению его Шестнадцатилетний Коленька, готовиться к сдаче вступительных экзаменов для поступления в Московский университет.

Молодой философ размышляет о его предназначении, о будущем. Все свои мысли он записывает в специальную тетрадь, где рассказывает о правилах, которые, по его мнению, нужны для самосовершенствования каждому человеку. Он стремится свое предназначение в этом враждебном обществе, старается доказать свою независимость от всех.

Николай – в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте он начинает лучше понимать свою роль в истории и значение общества для человека, также как и осознавать себя.

После хорошей сдачи вступительных экзаменов и успешного поступления в университет, наш герой превращается в студента узкого круга общения. Способный к анализу происходящего вокруг него, его качества становятся более широкими, и он лучше приспосабливается к общению. Отношения интеллигенции и простого народа – большая проблема России, о которой Николай прекрасно знает.

Главный герой заметил, что выше его на голову светское общество имеет абсолютно такую же эгоистичную манеру поведения к его личности и ему самому, как он к крестьянским людям. Он хорошо общается со студентами разного происхождений, даже если ему не нравилась речь собеседника, он видел нечто хорошее в этих людях, что привлекает и воодушевляет Николая.

Ему нравилось общение с этими людьми, это подбадривало его. Он понимал, что какого бы не был происхождения человек, его отзывчивость, общительность и главное – характер, играет главную роль в построении мнения о человеке. Впоследствии, главным врагом становится он сам, борется за нравственность.

Вариант 2

«Юность» – заключительная часть трилогии Л.Н. Толстого, работу над которой автор закончил в сентябре 56 года. Писатель трижды переделывал повесть, и даже последней версией был недоволен.

Автобиографическая повесть стала естественным и логическим продолжением первых двух частей «Детство» и «Отрочество». Создаётся первое впечатление, что ничего не изменилось в жизни повзрослевшего героя. Однако, Крымская война повлияла на взгляды писателя и это отобразилось в произведении.

Героя повести читатель отождествляет с самим Толстым, через мысли Николеньки передаются умозрения и идеи автора, которые со временем изменяются, повышаются жизненные цели, растет духовность писателя.

Так, в главе «Весна» читатель ожидает описание природы, однако, главная цель далека от желания живописать пробуждение природы. Перед нами символ рождение обновленного человека, его преображение.

Стремясь к духовному обновлению и самосовершенствованию, Николенька едет в монастырь, чтобы признаться в грехе, о котором он забыл в предыдущее посещение. Равнодушие извозчиков к его усердию неприятно поражает юного героя. Он чувствует свое превосходство над этими мужиками, а самолюбие и гордыня – это грехи, с которыми юноша ведет безуспешную борьбу, вновь овладевают им.

Герой постоянно анализирует свои поступки и мысли, готов уличать себя в неискренности и лжи. Николенька Игнатьев стремится к правде, постоянная самопроверка приводит к неудовлетворенности собой. Дмитрий Нехлюдов, друг героя, также озабочен чистотой помыслов и их общение заставляет героя размышлять о вопросах жизни, о нравственном долге.

Полной противоположностью Дмитрия становится Володя и его приятель Дубков. Они далеки от мыслей Дмитрия, его поступки им непонятны, поэтому становятся предметом насмешек. Эти самодовольные молодые люди очень легко относятся к жизни, требовательная серьезность Нехлюдова кажется им страной.

В главном герое наблюдается некая двоякость. С одной стороны, это стремление к чистоте помыслов, к любви всех людей, а с другой желание если не быть лучше, то хотя бы не хуже тех, кто вырос с ним в одной среде. Так, поступив в университет, он изъявляет желание иметь рысака и щеголять личным кучером при удобно случае.

В повести появляются герои, которые влияют на своеобразное прозрение Николеньки. Так оказывается, что для хорошего образования вовсе необязательно проходить домашнее обучение, иметь личных гувернеров. Сверстники, не имевшие таких возможностей, имеют знания не хуже, а иной раз даже обладают большими знаниями.

Персонажи Семенов и Зухин появляются в жизни героя и у них Николеньки следует поучиться пренебрежительному отношению к светским привычка. К тому же превосходство Зухина в знаниях по физике и литературе заставляют героя ощущать скрытое противостояние.

Какой из персонажей ближе, какой дорогой следовать – выбор героя и читателя. Можно пойти по пути Дубкова, проживающего необыкновенно уютной квартире. Однако описание уюта делает эту квартиру примитивным бытом, столь ничтожным пред возможностью духовного развития.

Поиски истины и, лжи, настоящего и поддельного крайне важны для Толстого и находят отображение на протяжении всего творческого пути писателя. В «Юности» истинные чувства и ложные проходят испытанием героя любовью. Любовь к девушке, о которой он холодно вспоминает, вернее заставляет вспоминать ее, и любовь к отчему дому, который он вспоминает с искренними чувствами и теплотой. Для читателя не остается загадок, где истина, а где ложь.

Деревня

Володя с Николаем отправляются на почтовых в деревню. Первым вышел их встречать, несмотря на поздний час, слуга Фока, который от радости буквально трясся. На ночлег братьев отправили в диванную комнату, где когда-то умерла мать.

Утром Николенька встретил очень веселого отца. Тот был в таком благодушии, что разговаривал с младшим сыном на равных, чем вызвал еще большую любовь юноши. А затем Иртеньев-старший уехал в гости к Епифановым.

Продолжают развиваться события повести «Юность» Толстого. Володя скучает в деревне, демонстрируя это всем домашним. Николенька начинает ему подражать. Под влиянием брата юноша начинает также высокомерно относится к девочкам и Мими, полагая, что они не видели настоящей городской жизни.

Спит Николай на веранде. Здесь множество комаров и мошек, нещадно кусающих его по ночам. Распорядок дня у него был примерно одинаковый. Он равно вставал, затем шел купаться на реку. Там читал на берегу или гулял, а домой приходил только к чаю. Чтению юноша уделял много времени, выбирая в основном романы Поля де Кока и Дюма. Под влиянием этих книг он начинает мечтать о приключениях и подвигах.

В то же время Николай думает и о своем будущем, о том, какое место его ждет в свете. Сильно его тревожит опасение утратить благовоспитанность, ведь сохранение ее требует огромных нравственных трудов.

Содержание повести «Детство» во многом предопределило третью часть трилогии. Так, в скором времени Иртеньев-старший объявляет о своем намерении жениться. На тот моменту отцу семейства исполнилось сорок восемь лет. Невестой его стала уже не молодая, зато красивая женщина, дочь соседей Епифановых Авдотья Васильевна.

Семья Иртеньевых, за исключением Любочки, не обрадовалась этому известию, но возразить отцу никто не посмел. Свадьба была назначена через две недели, но ни Володя, ни Николай не смогли остаться и отправились в столицу – начиналась учеба. Остальные Иртеньевы должны были приехать к ним зимой.

Л. н. толстой. повесть «юность». анализ произведения

Время и история создания

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» — первое напечатанное произведе­ние Л. Н. Толстого. Именно эта трилогия принесла писателю широкую извест­ность и признание. «Юность» — третья и последняя часть — впервые напечатана в 1857 году в журнале «Современник«. В ней описаны университетские годы жизни главного героя.

Главному герою Николаю Иртеньеву шестнадцать лет. Он готовится к эк­заменам в университет. Его переполняют мечты о будущем, о предназначении своей жизни. Николай ведет дневник, стараясь сам для себя установить цель своей жизни, прописать обязанности и правила, необходимые для нравственно­го совершенствования.

Перед Пасхой в дом приезжает монах. Николай испове­дуется. Он чувствует себя чистым и новым человеком. Но оказывается, что он скрыл на исповеди один свой стыдный грех, о котором вспоминает ночью. Про­мучившись всю ночь, он рано утром спешит в монастырь, чтобы исповедаться вновь.

Исполнив это, Николенька радуется. Ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Находясь в радостном возбуждении, он делится своими переживаниями от исповеди с извозчиком. Тот равнодушно отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». И радостное светлое чувство Николеньки куда-то исчезает, он вдруг начинает сомневаться, так ли он хорош на самом деле.

Николай сдает экзамены и зачисляется в университет. Поскольку он теперь уже взрослый, по приказанию отца в полное распоряжение Николая поступает экипаж: кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик.

Подтверждая свою зрелость, Николай совершает свои первые взрослые по­ступки: накупает много разных безделушек, трубку и табак. Он пытается заку­рить, но чувствует тошноту и слабость. Его друг Дмитрий Нехлюдов разъясняет Николеньке всю глупость курения.

Вместе с друзьями Николай едет в ресторан отмечать поступление в университет. Общаясь с тремя друзьями, Николай за­мечает, что Нехлюдов отличается от других, Володи и Дубкова: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях, то есть ведет себя более нравственно и достойно.

Но Николай при этом осознает, что ему почему-то хочется подражать именно «неправильным» Володе с Дубковым. Он начинает вести себя сообразно своему пониманию взрослости: пьет шампанское, закури­вает в ресторане папиросу от свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми.

Проходя следующий этап взрослости, Николенька отправляется делать визи­ты. Он посещает несколько знакомых домов, в том числе и князя Иван Иваны­ча. Ему трудно выдерживать долгие часы скучных и принужденных бесед. Ком­фортно, свободно и легко ему лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево.

С этим человеком Нико­ленька откровенен, он ищет его совета, помощи. Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Он восхищен умением Дмитрия спокойно анализировать поступки. Его привлекает свободный и благородный ум товарища.

Дмитрий дает почувствовать Николаю, что взросление — это становление души, работа над собой, а не просто возмож­ность нарушения запретов. После разговора в доме Нехлюдовых Николенька думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

Николай живет в деревне, где воспоминания о маменьке, о детстве оживают в нем. Он размышляет о своем будущем месте в свете. Ему хочется стать хоро­шим, правильным, благовоспитанным человеком, он понимает, что достиже­ние этого требует огромного внутреннего труда над собой.

Начинается учеба Николая в университете. Он во многом разочарован новой жизнью. С одной стороны, в его жизни есть общение с Нехлюдовым. Разговоры с ним для Николая очень важны. С другой стороны, его увлекают студенческие кутежи, которые его друг осуждает.

У Николая появляются новые знакомые среди студентов. Он замечает, что главной заботой у новых приятелей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под их влиянием он следует такому же принципу. Учится Николай небрежно, поэтому на первом же экзамене проваливается.

Николенька достает забытую им тетрадь, где сам написал для себя «Правила жизни». Он плачет, осознавая наивность и чистоту своих юношеских надежд. Его слезы — раскаяние. Он решает вновь написать правила жизни и больше уже не изменять им.

Поэтика, композиция, идея

Тема повести Льва Николаевича Толстого «Юность» — нравственные иска­ния юного человека, осознание своего «я», мечты, чувства и душевные пережи­вания шестнадцатилетнего героя.

Повествование ведется от первого лица. Этот прием дает нам возможность посмотреть на мир глазами героя, сближает нас с ним. Мы становимся теми, кому Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир.

Жанр этой повести — автобиографическая проза. Целью писателя было опи­сать картину внутренних движений человека, поэтому избрана именно такая форма произведения.

В начале повести Николай размышляет, с какого именно момента для не­го начинается пора юности. Его вывод: она наступает тогда, когда ему само­му пришла в голову мысль о том, что «назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию».

Николаю 16 лет. Он хочет найти свое место в мире, в обществе, стремится осознать свои достоинства и недостатки, сформировать свое «я», отстоять свою независимость. В этом возрасте человек наиболее полно ощущает свое единство с миром и в то же время ищет свою ин­дивидуальность.

Социальное окружение Иртеньева диктует ему свои правила, законы, вну­шает, что «прилично», что «неприлично». Каждый постулат подвергается Ни­колаем проверке, он проходит эту «школу» на личном опыте. В университете он видит пагубность сословного отношения к людям, поскольку чувствует, что стоящие на ступеньку выше аристократы также неуважительно и высокомерно относятся к нему, как он сам к людям более низкого происхождения.

Николай подвергает анализу не только отношения людей, общественные правила, но и свой внутренний мир. Он приходит в конфликт с собой, чувствуя, что его привлекают «прилипчивые нравы» светского образа жизни, которые он сам осуждает. Он осознает свои недостатки: «Меня мучит мелочность моей жизни. я сам мелочен, а все-таки имею силы презирать и себя, и свою жизнь».

Герой повести не статичен. Меняясь каждую минуту, разочаровываясь в сво­их представлениях и увлекаясь новыми идеями, он находится в постоянном нравственном развитии.

Огромную роль в раскрытии диалектики души Николая Иртеньева играет дружба с Дмитрием Нехлюдовым. Благодаря беседам с ним герой начинает по­нимать, что взросление — это работа над собой, это медленное становление ду­ши. Нехлюдов, помогая Николеньке разбираться с его сложностями и сомне­ниями, открывал для друга понимание самого себя.

Повесть состоит из глав-эпизодов. Каждая глава содержит в себе определен­ную мысль о жизни человека. Построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя.

В повести нет внешней динамики, нет острого сюжета: важно не описание событий, а отражение их в переживаниях и впечатлениях, возникающих под влиянием этих событий. Сюжет строится на динамике внутренней жизни.

Главный прием раскрытия образа у Толстого — психологический анализ.

Очень важна речевая характеристика героев-. Николенька стремится освоить непременно изысканный французский язык, чтобы быть сотюе 11 £аи1;. Смесь немецкого и ломаного русского языков характеризует Карла Иваныча. Речь Нехлюдова правильна, точна, выразительна.

Важны, безусловно, и те выводы, к которым приводит Толстой своего героя: в «Юности» Толстой сформулировал закон нравственного самосовершенство­вания. Герой произведения, Николенька Иртеньев, понимает, что закон этот — внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стрем­ление совершенствовать свой разум, воспитывать волю, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

Сочинение «юность комсомольская моя»

ЮНОСТЬ КОМСОМОЛЬСКАЯ МОЯ

Д. В. Бастрыгин

В конце октября 2020г. исполняется 100 лет со дня рождения ВЛКСМ – Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодёжи. Конечно же, раньше я слышал о комсомоле, где-то читал о нём, но ни разу не задумывался о том, в чём всё-таки назначение этого молодежного союза, какую роль он играл в жизни молодых людей.

С этими вопросами я обратился к своей бабушке. Она иногда рассказывала мне о своей школьной жизни, о том времени, когда она была комсомолкой. Но я этому не придавал особого значения, а сейчас мне это стало интересно. И вот что она мне рассказала…

— В школе я училась хорошо, была и октябрёнком, и пионеркой (Приложение №1), а затем весной 1971 года, когда мне исполнилось 14 лет, вступила в комсомол. Принимали нас в ряды ВЛКСМ в торжественной обстановке в горкоме комсомола г. Новокузнецка, где я родилась и выросла.

Прошло много лет, а я на всю жизнь запомнила это событие. К приему в ряды комсомольцев мы готовились долго и серьезно. Принимали только самых достойных. Нас было несколько человек. Каждому нам задавали вопросы по Уставу ВЛКСМ, по международной обстановке, о жизни нашей страны, города, школы и даже класса.

И вот нам вручили комсомольские билеты и комсомольские значки. Я с гордостью носила этот значок. Мы с большой ответственностью взялись за комсомольскую работу. У каждого из нас были поручения. Меня назначили вожатой в пятый класс. Мне это очень нравилось, недаром я связала свою жизнь с педагогикой.

С пятиклассниками я проводила различные сборы к праздникам и торжественным датам, мы с ними собирали и сдавали макулатуру и металлолом, шефствовали над ветеранами Великой Отечественной войны и труда – тогда это называлось тимуровской работой. Ещё мы активно участвовали в коммунистических субботниках, ходили в походы по родному краю.

А ещё мой подшефный класс собрал больше всех в школе металлолома. И нас как лучших отправили на КМК на торжественную пионерскую плавку. Нас тогда поразили масштабы этого металлургического комбината. Мы видели, как из огромного ковша льётся огненная струя расплавленного металла в разные формы заготовок, а вокруг сыплются горячие яркие искры.

Такое зрелище словами передать невозможно, надо только видеть. Металлурги казались нам укротителями огня, настоящими волшебниками. Мы были горды тем, что вложен и наш скромный труд в эти заготовки, из которых будут сделаны рельсы, самолёты, танки.… Чтобы наша Родина была богаче и сильнее!

В восьмом классе меня избрали секретарём первичной комсомольской организации школы – комсоргом. Для меня это было очень ответственно и серьёзно. Я очень гордилась этим и старалась оправдать доверие товарищей. Помню, как очень волновалась перед проведением первого комсомольского собрания, на котором присутствовали опытные комсомольцы. Три года я была комсоргом, руководила комсомольцами, направляла их, помогала им.

А мне, в свою очередь, помогали старшие товарищи и учителя. Работа в комсомольской организации разнообразна: помогать отстающим ученикам в учёбе, организовывать их труд на пришкольном участке и в производственной бригаде, проводить различные культурные мероприятия.

Мы, комсомольцы, работали с огоньком. Все мероприятия проводили интересно, увлеченно. Запомнилась мне конференция по книге Николая Островского «Как закалялась сталь», которую я подготовила и провела со своими товарищами-комсомольцами. Это книга о комсомольце Павле Корчагине.

Он в трудные для своей Родины годы был рядом с ней, в первых рядах, готов был пожертвовать собой. Мы спорили о том, что такое подвиг, говорили о любви к своей Родине. Это были не просто слова, всё это было нашей жизнью. Помню, как один из товарищей в ходе нашей дискуссии торжественно произнес слова Павки Корчагина:

За три года, что я была комсоргом, я научилась не только руководить коллективом, но, в первую очередь, быть ответственной самой, научилась планировать работу, приобрела определённые организаторские навыки.

Моя комсомольская юность была очень яркой, насыщенной и сыграла в моей дальнейшей судьбе очень важную роль: я поступила в Новокузнецкий педагогический институт и стала педагогом. В институте я тоже была активисткой, училась на «отлично», окончила институт с Красным дипломом (Приложение№2).

Мне всегда нравилась беспокойная жизнь. Быть в авангарде – для меня это дело чести. В институте я организовала кружок «Юный журналист». Мы выпускали стенгазеты к юбилейным датам, писали статьи, заметки. Некоторые наши материалы печатали в городской газете «Кузнецкий рабочий». Мы этим очень гордились, а один мой одногруппник даже стал корреспондентом.

Мне часто вспоминаются годы моей комсомольской юности. Горжусь, что это было в моей жизни, что этим могу с радостью поделиться с вами, молодыми.

Вот что рассказала мне моя бабушка, Бастрыгина Наталья Николаевна. Я всегда гордился ею, а после её рассказа про комсомольскую юность, я ещё больше буду ею гордиться. Услышанным обязательно поделюсь со своими одноклассниками. А ещё мне жаль, что сейчас нет комсомола, который объединил бы активных, трудолюбивых, неравнодушных молодых людей, которых среди нас очень много!

Приложение №1

Моя бабушка. Шабалина Наташа – пионерка, отличница, 6 класс

Приложение №2

Моя бабушка – комсомолка, студентка Новокузнецкого государственного педагогического института. (В верхнем ряду справа, третья)

Сюжет трилогии

“Детство”

Главный герой первой книги – маленький мальчик по имени Коленька Иртеньев. Он скромный ребенок, на его долю выпадают как радостные события, так и печальные. Жизнь маленького мальчика автор описывает с долей умиления. В этом произведении много веры, надежды и светлых чувств.

Повествование ведется от лица Николеньки. В этой части автор описывает быта дворянской семьи, первую любовь и первые трудности Николеньки.

У мальчика умирает мама, поэтому ему приходится ухать в другой город для того, чтобы продолжить свое обучение. В этом новом городе начинается и новая жизнь главного героя.

“Отрочество”

Вторая часть трилогии повесть «Отрочество» начинается с мыслей, которые посещают Николеньку после смерти мамы. Главного героя начинают волновать философские вопросы: богатство и бедность, близость и потеря, любовь и ненависть. Семья переезжает в Москву.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

В последней части трилогии главному герою уже 16 лет. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Он поступил в университет. Многое происходит с ним впервые: посещение ресторана, взрослого бала, студенческие сборища.

Николенька хочет казаться взрослым и всем нравиться, быть самим собой он не может, иногда он надевают некую маску и ведет себя неестественно. Главный герой сдружился с Дмитриев Нехлюдовым.

Внутри себя Николенька часто рассуждает о жизни. В юности главный герой достаточно влюбив, он испытывал чувства к Вареньке (сестре Нехлюдова), Сонечке Вахлаковой (детская любовь Николеньки) и к другим барышням.

Отец Николеньки женится во второй раз. Николенька не любит и не уважает мачеху.

Главный герой беспечно относился к занятиям в университете, поэтому он проваливает итоговые экзамены и не поступает на следующий курс. Для Николеньки это был настоящий позор, и он решает стать более серьезным и не тратить времени зря.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector