Разглашение врачебной (медицинской) тайны: уголовная ответственность и меры наказания. — Воронин Александр Игоревич, 18 февраля 2020

скосаренко е.е. ребенок без прививок: инструкция по выживанию — специально для системы гарант, 2021 г. | гарант

Ребенок без прививок: инструкция по выживанию

Скосаренко Е.Е.

кандидат юридических наук,

юрист

В прессе встречаются публикации, что все чаще родители не делают прививки своим детям. Как это оценивать с точки зрения законодательства в России, какие есть нюансы и камни преткновения — в нашей статье.

Не обсуждая аргументы «за» или «против» такого решения, постараемся юридически обосновать ответы на самые частые вопросы, касающиеся прививок. Во-первых, для начала разберемся, а можно ли их вообще не делать, чем это грозит (и грозит ли) родителям и ребенку, и во-вторых, как защитить права тех, кого это решение затронет.

Вправе ли граждане не делать прививки себе и своим детям?

Да, могут. Это гарантирует Конституция РФ (ст. 41) и наше законодательство (п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Вообще, в законодательном регулировании вопросов иммунопрофилактики наша страна стоит в одном ряду с развитыми странами Европы, где прививки — это добровольное и личное дело гражданина. Ст. 41 Конституции РФ определяет, что медицинская помощь — это право каждого человека и гражданина, но не обязанность.

Почему же в реальности в любой поликлинике, больнице или детском саду, школе с удивлением поднимут брови и строго, подробно выясняют причины отказа от вакцинации, раз это добровольное право родителей? Объясняется это двумя причинами. В первую очередь, потому что все мы «родом из СССР», а тогда прививки были обязательным и непререкаемым благом, которое медицинские работники и чиновники и сейчас продолжают нести в мир. Во-вторых, не последнюю роль играет государственное целевое финансирование прививок, ведь в случае массовых отказов от прививания госзаказ окажется «не у дел» Официальные цифры: согласно ФЗ «О федеральном бюджете» на профилактические прививки планируют потратить из госказны в 2021 г. — 11.6 млрд. руб. и по 11.8 млрд. руб. — в 2021 г. и 2020 г. (пп. 22 статьи 1 ФЗ от 3 июля 2021 г. N 193-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2021 и 2020 годов»)

Так что официальный подход такой: все дружно делаем прививки и себе, и детям, но если очень-очень не хочется — можете отказаться. Если есть сомнения: открываем и внимательно изучаем пп 1 ст.5 ФЗ N 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», которая подтвердила право граждан на отказ от прививок.

Отказаться вы можете как от всех прививок, так и от отдельных видов, как сами (пп 1 ст. 5 ФЗ N 157), так и в отношении своих несовершеннолетних детей (пп.1 и 2 ст. 20 ФЗ N 323-ФЗ). Для этого совершенно необязательно иметь медицинские или иные противопоказания.

От каких заболеваний в РФ прививают:

Гепатит B

Туберкулез

Полиомиелит

Дифтерия

Корь

Коклюш

Столбняк

Краснуха

Паротит

Гемофильная инфекция

Более подробно, от чего прививают, когда и как часто — см. Национальный календарь профилактических прививок, приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2021 г. N 125н.

Надо понимать: прививки — это всегда вмешательство в организм, и есть признанные медиками противопоказания, когда их делать запрещено. Педиатр обязан родителям перечислить эти случаи, а также предупредить о неблагоприятных последствиях вакцинации (п. 1 ст. 20 ФЗ N 323-ФЗ) Однако, как показывает опыт, об этом врачи почему-то забывают. Предупреждены — вооружены! Противопоказания к прививкам бывают абсолютные (нельзя делать ни при каких условиях) и временные (нельзя делать только в указанный период), Подробнее см. п. 3. Медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок)

Не делаем ни при каких условиях! (абсолютные противопоказания):

— Тяжелая реакция на предыдущую аналогичную прививку (температура от 40Разглашение врачебной (медицинской) тайны: уголовная ответственность и меры наказания. - Воронин Александр Игоревич, 18 февраля 2020, судороги, отек более 8 сантиметров в диаметре, анафилактический шок, тяжелые аллергические реакции);

— Злокачественные новообразования, иммунодефицитные состояния организма, период беременности и лактации.

Не делаем в период, когда ослаблен организм (временные противопоказания):

— грипп или ОРВИ с лихорадкой (прививают не ранее чем через 2 месяца после выздоровления);

— хронические болезни (прививание ребенка возможно лишь после одобрения лечащего врача);

— недоношенность (прививают ребенка только после достижения 2 кг);

— иммуносупрессивная терапия (в это время нельзя);

— после переливания крови или введения иммуноглобулинов (прививка возможна не ранее чем через 3 месяца).

Более подробно противопоказания для каждой вакцины см. табл. 1 Медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок

Там же, обратите внимание, в п. 4 этого документа перечислены возможные тяжелые реакция и осложнения на прививки: температура выше 40°C, отек и гиперемия свыше 8 см в диаметре, анафилактический шок, тяжелые генерализованные аллергические реакции (ангионевротический отек), синдромы Стивенса-Джонсона, Лайела, сывороточной болезни; энцефалит, вакциноассоциированный полиомиелит; поражение центральной нервной системы с остаточными проявлениями, приводящими к инвалидности, энцефалопатия, серозный менингит, неврит, полиневрит, а также проявления судорожного синдрома, генерализованная инфекция, остеит, остеомиелит, артрит хронический.

Никто не может гарантировать на все «сто процентов», случится нечто подобное или нет после прививки с вашим ребенком, но, разумеется, знать об этом желательно.

Что родителям грозит, если не делать детям прививки?

Все сомнительные аспекты оценили, продумали, взвесили. Если в итоге решаете «не делать» — возникает уйма вопросов. Могут ли отобрать ребенка? Вправе ли заставить или могут ли медики сами сделать прививку ребенку в саду или школе без вашего согласия? Не посадят ли несговорчивых родителей в тюрьму, как в Уругвае, на полгода? На эти «болезненные» вопросы ответ один — нет. Возвращаемся к пп.1 ст. 5 ФЗ N 157, где установлено, что прививки — это добровольное дело и решение родителей. Ответственности за отказ не предусмотрено. Вместо карательных мер у нас установлены ограничения непривитым гражданам по выезду из страны и допуску в образовательные учреждения (п. 2 ст. 5 ФЗ N 157-ФЗ). Никто не может привлечь к ответственности человека за реализацию его права, установленного законом!

Разумеется, если ребенку не делали прививок, поскольку до него вообще не было родителям дела, и ребенок фактически оказался «заброшенным», то это совсем другая история. Если кроме отсутствия прививок еще плюс к тому же будет установлено ненадлежащее исполнение остальных родительских обязанностей (длительное и систематическое игнорирование потребностей ребенка, отсутствие заботы о его здоровье, питании, безнадзорность, антисанитарные условия проживания), то вопрос может ставиться вплоть до лишения родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ) и административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ). Но это уже крайние случаи, которые, надеемся, не имеют отношение к нашим читателям.

По смыслу пп.1-2 ст.5 ФЗ N 157-ФЗ родители не должны отвечать перед законом и в том случае, даже если их непривитый ребенок в итоге переболеет заболеванием из национального календаря прививок. С другой стороны, не должны отвечать перед законом и те родители, чей ребенок, не дай бог, пострадал от прививки. Ведь это тоже был их выбор! Однако внятной судебной практики на этой счет на настоящий момент не выработано.

Уже неоднократно некоторые публичные лица, министры и депутаты выходят с требованием обязать родителей прививать поголовно всех детей, но пока Дума стабильно отклоняет эти инициативы.

Возьмут ли без прививок в сад и школу?

Многие убеждены, что без прививочной карты ребенка никуда не удастся устроить. Однако это не так. Государство обязано обеспечить каждому человеку право на образование и его общедоступность (п. 2 ст. 41 Конституции РФ). Поэтому брать в образовательные учреждения ребенка обязаны независимо от наличия/отсутствия прививок (п. 3 ст. 5 ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Но не будем лукавить, родителям нервы потрепать все равно могут.

Во-первых, непривитым детям могут временно (на период, пока есть основания) запретить прием в образовательное учреждение в случае массовых инфекций или при угрозе эпидемий. Во-вторых, их могут не выпустить из РФ в страны, в которых прививки обязательны (п. 2 ст. 5 ФЗ N 157-ФЗ).

Обратите внимание: могут именно отказать в приеме будущим обучающимся и только на период карантина. И не просто потому, что директору школы эпидемия «привиделась». Должно быть обязательно утверждено официальное решение об эпидемии в регионе и объявлении карантина. Его объявляют местные органы власти по предписанию главных санитарных врачей и их заместителей (п. 2 ст. 31 ФЗ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Касательно уже принятых детей, то их неправомерно отстранять от занятий даже на период карантина, поскольку норма закона говорит лишь об ограничениях в приеме. На время карантина за непривитыми обучающимися устанавливается наблюдение (см. п. 5.7 СП 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2021 N 108). Тем не менее, многие чиновники в сфере образования и руководство образовательных учреждений убеждены, что всех непривитых детей следует отстранять во время карантина от занятий. Подчеркиваем, норма ФЗ N 157-ФЗ говорит только об отказе в приеме новым детям, при этом принудительное отстранение от посещения образовательного учреждение уже принятых учеников и воспитанников или перевод их на дистанционное обучение в случае карантина является прямым нарушением конституционного права каждого несовершеннолетнего на получение образования в РФ и ст. 5 ФЗ N 157-ФЗ.

Манту — это не прививка и делать придется?

Если по прививкам в детсадах и школах уже относительно смирились с «отказниками», то в вопросах манту не все однозначно. Зачастую школьные медики ставят родителей перед выбором — либо манту (в последнее время в ряде регионов их стали заменять диаскинтестом), либо справка фтизиатра о состоянии здоровья ребенка. В противном случае ребенка могут не допустить в школу. При этом фтизиатр так просто справку ребенку не выдает. Он потребует сделать рентген легких ребенка, всех членов его семьи, и это бесплатно. Либо за деньги в платных центрах попросит сдать на анализ кровь ребенка. И только после этого выдаст заключение, на основании которого ребенка допустят к занятиям.

Обосновывается это следующим образом: вы вправе прививать или нет ребенка, а манту — это не прививка, это скрининг здорового состояния ребенка, поэтому от пробы Манту отказаться нельзя.

Законностью отстранения детей от образовательного процесса из-за отсутствия манту заинтересовались в Генпрокуратуре и в аппарате Уполномоченного по правам ребенка. В итоге на межведомственном совещании в мае 2021 года чиновники пришли к выводу*(1), что ограничение права ребенка на посещение школ и садов из-за отсутствия манту недопустимо, поскольку государство должно обеспечить конституционное право каждого ребенка на образование. Уполномоченный по правам ребенка подтвердила*(2), что «действующим законодательством не предусмотрено никаких последствий отказа от пробы Манту или от проведения флюорографического обследования, также не предусмотрены дополнительные осмотры специалистами непривитых детей, сдача дополнительных анализов и прохождение дополнительных процедур». Таким образом, заставить сделать вашему ребенку манту никто не вправе.

Несмотря на громкие заявления, судебные решения по жалобам родителей крайне противоречивы. В 2021 году Верховный Суд РФ в решении от 17.02.2021 N АКПИ14-1454 отказался признавать недействительными санитарные нормы. Обжаловалась статья о допуске непривитых детей только при наличии справки от фтизиатра (абз. 2 п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13). ВС посчитал, что эта норма законна, поскольку направлена «на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания». Санитарные правила не предусматривают медицинского вмешательства без согласия родителей и поэтому Конституции РФ и законам они не противоречат. Правила-то не противоречат, но что делать с детьми, которых не пускают в сад — вопрос остался открытым.

Региональные и районные суды творят свое право и при разрешении дел по-разному отвечают на этом вопрос. По делу N 2-2459/15 Бутырский районный суд Москвы 03.06.2021 признал незаконным и отменил приказ руководителя образовательного учреждения о недопуске девочки в садик без справки от фтизиатра. Суд посчитал, что нарушены права ребенка на образование.

Апелляционным определением Ярославского областного суда по делу N 33-1459/2021 признали незаконным недопуск ребенка в детский сад без манту и без справки от фтизиатра. Суд указал, что справка от фтизиатра не является обязательным документом для приема в детский сад дошкольника.

29 июня 2021 г. Челябинский областной суд отказался удовлетворить иск Е.Т., сыну которой в конце 2021 года запретили посещать детский сад в связи с отсутствием пробы Манту. Облсуд подтвердил, что ребёнка отстранили от образовательного процесса законно. А вот в Миассе той же Челябинской области в 2021 году суд, наоборот, встал на сторону родителей, которые не делали манту ребенку и не отводили к фтизиатру. В суде посчитали, что школа не провела весь комплекс мероприятий по организации раннего выявления туберкулеза у детей и не было никаких причин отправлять школьника к фтизиатру.

Пока судебные органы не выработали единства в подходе, родители могут придерживаться официальной позиции Генпрокуратуры (см. письма от 09.09.2021 N 72/1-1164-14, от 29.10.2021 N 72/1-1164-14, от 11.09.2021 N 72/1-1164-14).

В документах разъяснено, что единственным основанием временного отказа в допуске в сады и школы детей без прививок является по закону только возникновение массовых инфекционных заболеваний и угроза эпидемий. ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» предполагает противотуберкулезную помощь населению при наличии согласия граждан (п. 2 ст. 7 ФЗ N 77-ФЗ). Принцип добровольности протуберкулезной помощи (при условии отсутствия контактов ребенка с туберкулезным больным) означает, что родители вправе отказаться от манту, и это не должно повлечь запрета посещения школ и садов. При этом ограничения в допуске в школы и сады касаются не всех подряд несовершеннолетних, а только тех детей, в отношении которых уже имеются обоснованные подозрения в заболевании туберкулезом или подтверждены их контакты с больными.

Недавно произошли изменения в сторону ужесточения норм в отношении граждан, которые могут являться источником заболевания. В августе 2021 года лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, обязали проходить по назначению врача медицинское обследование и профилактические мероприятия, в том числе путем применения лекарственных препаратов (п. 1 ст. 13 ФЗ N 77).

Это значит, что в если в школе выявят больного туберкулезом, его одноклассников возьмут под диспансерное наблюдение, и это делается независимо от согласия самих детей или их родителей (пп. 1-2 ст. 9 ФЗ N 77). И вот тут уже нельзя будет отказаться от медицинских обследований и профилактический мер, назначенных им фтизиатром (п. 1 ст. 13 ФЗ N 77). Так же нельзя будет отказаться от этих мер лицам, у которых проба Манту оказалась не в норме. При этом, сам по себе вираж манту у другого ребенка в этом же учебном заведении основанием для введения диспансерного наблюдения за другими детьми не является (пп. 1 — 4 ст. 9 ФЗ N 77).

Общий вывод такой: право не делать своему ребенку манту и не посещать с ним фтизиатра родители все же имеют. Но если ваши школы или сады идут на конфронтацию, то добиваться допуска в образовательное заведение придется в судебных органах. Каждый родитель с учетом изложенного самостоятельно примет решение, какой вариант для него и его ребенка более приемлемый — отстаивать в суде право на отказ, сделать манту или сходить к фтизиатру.

Подростки сами принимают решение о прививках

Родители, а вы знаете, что после 15 лет повзрослевшие дети признаются самостоятельными гражданами РФ в вопросах медицинского вмешательства? Часть 2 ст. 54 ФЗ N 323-ФЗ доверяет им теперь самим решать вопросы по своему здоровью. Поэтому вам стоит все эти темы заранее с ребенком обсуждать, проговаривать и объяснять!

Это значит, что если вдруг ваше подросшее чадо начнет прививаться вопреки вашим отказным заявлениям, или наоборот, объявит, что прививки — это вселенское зло, и больше он никогда их делать не будет, то вам остается смириться. Теперь его здоровье в его руках! Именно он подписывает добровольное информированное согласие или отказ, предусмотренные ч. 7 ст. 20 указанного ФЗ N 323. С вас «головная боль» за это решение отныне снимается. Разумеется, кроме случаев, когда он сам не может эту волю проявить в связи с экстренными медицинскими показаниями при угрозе жизни) (ч. 9 ст. 20 указанного ФЗ N 323)

И что, получается, с этого момента родители могут забыть про здоровье своих детей? Нет, это не так! Семейный кодекс РФ (ч. 2 ст. 63) относит заботу о здоровье несовершеннолетних к основным правам и обязанностям родителей. Там сказано, что родители «обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Так что заботиться все равно придется, ухаживайте за детьми на здоровье!

Но вот просвещать вас о здоровье ваших детей и открывать сведения их медицинских карточек никто уже не правомочен (кроме случаев с наркоманией). Имейте в виду, что на здоровье детей распространяется понятие врачебной тайны. К врачебной тайне относятся все сведения о состоянии их здоровья, диагнозах и принятых ими решениях (ч. 1 ст. 13 N 323 ФЗ). С 15 лет только с письменного согласия самого подростка врачи могут проинформировать вас об этих решениях, в частности о прививке (ч. 3 ст. 13 ФЗ N 323). Хотя на практике сплошь и рядом происходит обратное, и врачи по старинке родителям «выкладывают» всю медицинскую подноготную о подростке.

Запрет разглашения врачебной тайны предусмотрен ч. 2 ст. 13 ФЗ N 323. В ваших силах предоставить ребенку всю информацию о предстоящей вакцинации, ее противопоказаниях и последствиях, возможности отказа, а дальше — рассчитывать на его разумный и взвешенный выбор.

Как насчет армии и института?

В институтах документы на поступление обязаны принять вне зависимости от наличия прививок (п. 3 ст. 5, ст. 69-70 ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 52-79 Приложения к Приказу Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2021 г. N 1147) .

С армией история такая же, ведь наш призывник — полноправный гражданин РФ и имеет, как и все остальные, право на выбор — делать прививки или нет. Вот только бороться за свои права в армии на порядок тяжелее, чем где бы то ни было. Получается, что в теории и по закону отказаться он может, но на деле прививки в войсках ставят поголовно всем солдатам без выяснения нюансов и их пожеланий.

Но, подчеркиваем еще раз, в соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ N 323-ФЗ «гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения», в том числе и в период прохождения срочной службы в вооруженных силах РФ. В этой связи солдатские матери время от времени жалуются в прессе на незаконность тотальной вакцинации призывников.

А если все-таки настойчиво требуют сделать прививку?

К сожалению, гарантированные Конституцией права не везде соблюдаются. Как быть, если, не смотря на вышеперечисленные законы, главврачи не подписывают детям медицинскую карту, директора отказывают в приеме в сад, школу, не допускают без прививок в образовательные учреждения и кружки?

Искренне рекомендуем договариваться по поводу детей мирным путем. Снова и снова беседовать. Постарайтесь убедить несговорчивого руководителя еще раз посоветоваться с его вышестоящим начальством перед окончательным решением.

Когда мирные способы исчерпаны, но не привели к желаемому результату, то подключайте «тяжелую артиллерию». Намекните, что вообще-то ваши права в данный момент нарушаются, а за этим делом тщательно следят органы прокуратуры. Расскажите про проверки, которые могут последовать со стороны надзорных органов и прокуратуры, если кто-то вздумает жаловаться. Да и судебные разбирательства с родителями «славы» образовательному учреждению и его руководству не добавят. Слова «Роспотребнадзор», «Рособрнадзор» (для детских садов и школ) и «Росздравнадзор» (для поликлиник и больниц) всегда действуют волшебным образом. Бывает, в этот момент руководители вдруг «идут на уступку» и ребенка зачисляют.

Если и это не сработает, то подавайте жалобы, которыми грозились. Советуем все беседы записывать на диктофон, а отказы в образовательных и медицинских учреждениях требуйте в письменной форме. Укажите в жалобе свои контактные данные, дайте ссылку на ФЗ N 157, предоставляющее вам право не делать прививки ребенку, расскажите, что именно нарушено, подпишите и отправьте жалобу в вышестоящие органы (Минпросвящения, Минздрав), а также в прокуратуру, потребуйте провести проверку. Параллельно можете подать жалобу в суд. В судах уже попривыкли к родительским жалобам и реагируют правильно.

Желаем, чтобы все вопросы относительно здоровья и образования ребенка решались родителями и чиновниками путем переговоров и обсуждений, в полном соответствии с российским законодательством!

октябрь 2021 год

______________________________

*(1) http://deti.gov.ru/display.php?id=7499

*(2) https://www.miloserdie.ru/news/prokuratura-ne-puskat-detej-v-sa dik-v-shkolu-bez-proby-mantu-nezakonno/

Статья 13. соблюдение врачебной тайны / консультантплюс

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

5) в целях информирования органов внутренних дел:

а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;

в) о смерти пациента, личность которого не установлена;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(см. текст в предыдущей редакции)

§

§

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;

4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;

10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;

11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

(см. текст в предыдущей редакции)

11.2) организация оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее — клиническая апробация) медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

11.3) организация медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

(см. текст в предыдущей редакции)

13) организация медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

14) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;

15) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

16) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации;

19) организация обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2021 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

20) организация обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2021 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), относятся:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, организации медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), санитарно-гигиеническому просвещению;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;

5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование);

7) установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;

8) установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);

(см. текст в предыдущей редакции)

10) утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацевтическими организациями;

11) утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в форме электронных документов, порядков их ведения;

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1) организация проведения аккредитации специалистов;

12) утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;

16) утверждение порядка назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения;

(см. текст в предыдущей редакции)

17) организация медицинской эвакуации граждан медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

(см. текст в предыдущей редакции)

19) утверждение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований;

20) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями;

(см. текст в предыдущей редакции)

21) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.

(см. текст в предыдущей редакции)

§

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий:

1) лицензирование (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления выписок из реестра лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) следующих видов деятельности:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);

(см. текст в предыдущей редакции)

б) фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);

(см. текст в предыдущей редакции)

в) деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) численности населения;

б) количества медицинских организаций, осуществление полномочия по лицензированию медицинской деятельности которых передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации; количества аптечных организаций, осуществляющих реализацию населению лекарственных препаратов и медицинских изделий, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

в) иных показателей;

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Субвенции предоставляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. В случае использования субвенций не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

2) издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

5) готовит и вносит в Правительство Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, предложения об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) направляет в течение пяти рабочих дней в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, заверенные копии приказов о приостановлении и возобновлении действия лицензий, назначении проверок лицензиатов, копии актов проверок лицензиатов, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), осуществляющих виды деятельности, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, для включения в лицензионные дела.

10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) назначает на должность (освобождает от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленной форме ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, сведений о лицензиях, предоставленных в соответствии с переданными полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, и иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

§

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

2) разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;

3) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

4) формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности;

5) организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

5.2) организация медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;

6) создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;

9) организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;

12) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

14) установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

15) обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

16) установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях;

18) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями;

(см. текст в предыдущей редакции)

19) организация медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

20) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, о прекращении деятельности ее обособленного подразделения и порядка создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки указанной комиссией заключений.

§

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

§

Федеральный закон от 21.11.2021 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
  • Статья 18. Право на охрану здоровья
  • Статья 19. Право на медицинскую помощь
  • Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
  • Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
  • Статья 22. Информация о состоянии здоровья
  • Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
  • Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья
  • Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья
  • Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи
  • Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
  • Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

§

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

(см. текст в предыдущей редакции)

§

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

§

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

§

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

§

1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям. В отношении лиц, достигших возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, но не приобретших дееспособность в полном объеме, информация о состоянии здоровья предоставляется этим лицам, а также до достижения этими лицами совершеннолетия их законным представителям.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

§

Федеральный закон от 21.11.2021 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

§

2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

§

1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее — военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

(см. текст в предыдущей редакции)

§

1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.

§

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

§

§

Федеральный закон от 21.11.2021 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
  • Статья 29. Организация охраны здоровья
  • Статья 29.1. Ликвидация медицинских организаций, прекращение деятельности обособленных подразделений медицинских организаций
  • Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
  • Статья 31. Первая помощь
  • Статья 32. Медицинская помощь
  • Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь
  • Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь
  • Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
  • Статья 36. Паллиативная медицинская помощь
  • Статья 36.1. Особенности медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации
  • Статья 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий
  • Статья 37. Организация оказания медицинской помощи
  • Статья 38. Медицинские изделия
  • Статья 39. Лечебное питание
  • Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение
  • Статья 41. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
  • Статья 42. Особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан
  • Статья 42.1. Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации
  • Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
  • Статья 44. Медицинская помощь гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания
  • Статья 44.1. Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
  • Статья 45. Запрет эвтаназии
  • Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация
  • Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)
  • Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей
  • Статья 49. Медицинские отходы
  • Статья 50. Народная медицина

§

1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

§

Федеральный закон от 21.11.2021 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
2. В отношении медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия такого решения, которая создается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой на паритетной основе входят представители законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, на территории которого находится медицинская организация или ее обособленное подразделение, органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия учредителя медицинской организации, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, указанных в части 3 статьи 76 настоящего Федерального закона, и общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья. Порядок проведения оценки последствий принятия такого решения, включая критерии этой оценки, а также порядок создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки ею заключений устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. В отношении единственной медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, расположенной в сельском населенном пункте, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, с учетом мнения жителей данного сельского населенного пункта, выраженного по результатам общественных (публичных) слушаний, проведение которых организуется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия учредителя указанной медицинской организации. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний, предусмотренных настоящей частью, и определения их результатов определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2021 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
4. В отношении единственной медицинской организации, подведомственной органу местного самоуправления, расположенной в сельском населенном пункте, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, с учетом мнения жителей данного сельского населенного пункта, выраженного по результатам общественных (публичных) слушаний, проведение которых организуется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия учредителя указанной медицинской организации. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний, предусмотренных настоящей частью, и определения их результатов определяется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия учредителя медицинской организации, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2021 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

§

1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

§

1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

3. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

§

1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

2. К видам медицинской помощи относятся:

3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

(см. текст в предыдущей редакции)

§

1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

3. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

4. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

5. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

6. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

7. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

§

2. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

3. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

§

2. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

4. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

5. Медицинская эвакуация включает в себя:

1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

6. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), в том числе по вызову медицинской организации, в штате которой не состоят медицинские работники выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector