Найти себя настоящего. «Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.

Виды психотравм

Все психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:

  1. Травма отвержения. К этому виду относится предательство, игнорирование, изгнание, ревность родителей к своим сиблингам.
  2. Травма разрыва отношений. Сюда относятся серьезные конфликты, ссоры, фразы родителей вроде «ты мне больше не дочь», «видеть тебя не хочу», «считай, что я для тебя умерла».
  3. Травма утраты. Это потери близких родственников, к которым ребенок привязан.
  4. Травмы, связанные со здоровьем. Серьезный диагноз, при котором взрослые постоянно переживают, а сам малыш испытывает разного рода неприятности, связанные с лечением: боль, страх, беззащитность и беспомощность.
  5. Травмы насилия. С раннего возраста ощущение несправедливости, постоянное чувство страха и беспомощности, отсутствие личных психологических и физических границ.

В эти группы попадают не все психологические травмы у ребенка, встречающиеся в жизни, но эта классификация является наиболее полной из существующих.

Как родители могут помочь ребенку

Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний.

Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Методы психологической помощи ребенку при психотравме

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

Мои советы

Главное пожелание для родителей – беречь психику своего ребенка с самого раннего детства. Постараться выстроить с ним такую стратегию поведения, при которой малыш будет чувствовать себя комфортно:

  • чувствовать себя любимым и нужным;
  • не испытывать унижения;
  • не подвергаться психологическому и физическому насилию;
  • знать, что практически любую проблему можно решить совместно с близкими людьми.

Неплохо научить ребенка выражать свои чувства: «я злюсь», «мне грустно», «я грущу», чтобы в случае возникновения психотравмирующей ситуации он мог высказать все, что переживает. Это поможет избавиться от лишнего напряжения.

Также стоит учить малыша безопасным способам выплеска негативных эмоций: почиркать на листе, порвать бумагу, побить подушку.

Если возникают вопросы о том, как правильно вести себя в случае возникновения психологической травмы у ребенка или о способах ее предотвращения, можно обратиться к психологу, например, находящемуся в штате образовательного учреждения, которое посещает ребенок или подросток.

Найти себя настоящего. «раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.

Найти себя настоящего.«Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.

Многие люди, страдающие от тех или иных психологических проблем, затрагивающих страхи, комплексы, фобии, тревоги и депрессии, отношения с социумом и т.д., считают, что причины их подобных состояний заключаются во влиянии негативных факторов внешнего мира. Они, зачастую, даже не подозревают, что корни их сегодняшних проблем растут из детства. Следы психологических травм детства часто оказывают влияние на то, каким человек становится во взрослом возрасте и могут передаваться последующим поколениям.

Счастливое детство должно быть у каждого ребенка, но, к сожалению, его обладателями становятся не все дети. Пережитые в детстве насилие, издевательства, жестокость со стороны родителей, пренебрежение и прочее увеличивают риски развития различных психических проблем, таких, как депрессии, зависимости, фобии, посттравматические расстройства, сложности в построении отношений или их отсутствие, и многое другое. Психика ребенка довольно хрупкая и большинство тяжелых и сильно травмирующих событий вытесняется из памяти или остается в смутном представлении, что-то утрачивает актуальность. Однако, пережитые психологические травмы детства, которые не воспринимаются на сознательном уровне, очень прочно «сидят» на уровне бессознательного, оказывая большое влияние на «программу жизни» человека. В результате этого воздействия качество жизни ухудшается, мешая радоваться ей и отравляя многие её сферы.

Какой бы ужасной не была травма, важно знать и понимать, что это не приговор, с ней можно и нужно работать – это жизненно необходимо. Можно это делать самостоятельно, осознав, что существуют какие-то моменты прошлого, которые портят жизнь сегодня, вооружившись литературой, обсуждая это на тематических форумах и тому подобное – это не быстрый, довольно болезненный процесс, при котором возможен результат. Но среди нескольких вариантов работы с психологической травмой детства, самым очевидным, эффективным и оптимальным будет терапия – работа со специалистом, который поможет наметить оптимальные пути к устойчивому эффективному результату обретения себя настоящего, целостного, способного жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Чтобы начать решать эти задачи, для начала, необходимо задуматься и понять, каким образом и как влияют психологические травмы детства на личность. В психотерапии это называется установлением контакта со своим «раненным внутренним ребенком». В данном случае понятие «раненный внутренний ребенок» включает в себя весь психологический и эмоциональный опыт из детства, который продолжает создавать проблемы в настоящем.

Как этот «раненный ребенок» проявляется в настоящем? – Всё довольно просто, достаточно заметить, что в жизни уже взрослого человека снова и снова повторяются одни и те же негативные сценарии с переживаниями и соответствующим поведением, которые скопированы в детстве, при наблюдении за другими и проявлениями окружающей среды.

Пример 1: Девочка регулярно присутствует и видит, как отец жестоко избивает мать. Во взрослом возрасте она неоднократно вступает в отношения с мужчинами, которые жестоко обращаются уже с ней, взрослой.

Пример 2: Мать регулярно избивает дочь по любому поводу (не сделала, сделала плохо, плохое настроение, делаешь медленно, делаешь быстро, получила «плохую» по её мнению оценку 4 и т.д.). В возрасте 12 лет (начало пубертатного периода) девочка после очередного рукоприкладства пишет в школьной тетрадке «у меня никогда не будет детей!». Что в результате? – Долгие годы (8 лет) лечения от бесплодия, поиск причин на уровне организма, потерянные отношения.

Пример 3: Женщина очень сильно страдает от любой неудачи, причем проявления отражаются и на физическом уровне в виде острой и болезненной кожной реакции. Причина: сильно завышенные требования родителей к ребенку, при полном отсутствии желания знать о его интересах, мнении и возможностях. Они говорили ей: будь первой, иначе…, будь лучшей, иначе…, делай идеально, иначе… и так далее. В результате, хорошо развит «синдром отличника», который породил внутренний конфликт между «хочу, могу, буду» и «должен, обязан, надо», что лишило её перспективы счастливой жизни.

Условно, события, которые трудно переносятся ребенком и порождают психологические травмы можно разбить на несколько укрупненных групп:

    1.Семья и общество (отношения между членами семьи, в том числе и к ребенку, нарушение внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение родителя от ребенка, гиперопека, дефицит родительского внимания, нестабильная стратегия воспитания, отсутствие единого подхода в требованиях к ребенку, аморальное воспитание, асоциальная среда окружения и т.д.)
    2. Сильное негативное эмоциональное воздействие (болезнь самого ребенка или родителя, смерть близких, развод родителей, уход одного из семьи, несправедливость со стороны взрослых и друзей, обман, предательство, конфликты в коллективе ровесников, психологическое давление, разочарование и неудовлетворенность и пр.)
    3. Насилие (моральное, физическое, сексуальное).

Приступая к работе над проблемами, связанными с травмой детства и затрагивающими психическое здоровье, важно знать, что они поддаются решению, и, что независимо от того, что пережито в детстве, в результате работы возможна счастливая гармоничная взрослая жизнь.

В терапии психологических травм детства существует несколько техник, одна из которых применяется в моей практике более часто – это техника эпистемологической метафоры.

Эпистемология – это область знаний каждого человека, которая отвечает на вопрос «как мы знаем о чем-то?». Метафоры в этой области содержатся в каждой нашей мысли, каждого чувства, ощущения и эмоции, являясь языком самого бессознательного, в котором, как было написано выше, очень прочно «сидят» события детства, оказывая большое влияние на «программу жизни» человека.

Когда человек радуется, как он понимает, что это именно радость, а не что-то другое? Если попросить его описать это чувство, что он расскажет? Попробуйте выполнить это простое, но одновременно сложное упражнение и вы обнаружите, что говорите метафорой, наделяя радость некоторой сущностью, в своем роде материализуя её. Почему так происходит? – Потому, что есть эпистемологическая метафора, которая содержит всю историю и воспоминания, связанные с этим конкретным чувством. И, поверьте, каждая «радость» будет уникальна и специфична.

Использование данной техники в работе с психологической травмой достаточно эффективно и по своей экологичности находится на высоком уровне, уделяя большое внимание возможностям человека, проявляя уважение к целостности и индивидуальности личности, а также осторожность в обращении с самым ценным, что есть у него – его чувствам. При этом техника эпистемологической метафоры является довольно мощной и результативной, которая способна создать длительные и стабильные позитивные изменения.

В процессе совместной работы пробуждаются собственные эпистемологические метафоры человека, на основе которых развивается и разворачивается история, всплывают воспоминания и обнаруживаются фрагменты раненного внутреннего ребенка – такие элементы психики, которые составляют основу проблемы взрослого. В результате, у человека в меньшей степени присутствуют психологические защиты, что позволяет осуществлять изменение психологической структуры на более глубоких уровнях, чем при других подходах.

Самое главное, что отличает технику эпистемологической метафоры от других – это то, что травмы эффективно прорабатываются без эмоционального переживания, вовлечения и осознания ситуации, в том числе и в случаях психологического вытеснения, когда человек не может вспомнить травмирующую ситуацию.

Область применения техники не ограничивается психологическими травмами детства, также это эффективно для любого вида психологических травм любого возраста, полученных при различных обстоятельствах и решения других запросов.

Наличие желания человека в разрешении волнующих его моментов собственной жизни, вера и упорный труд над собой вместе с профессионализмом специалиста непременно приводят к хорошему результату.

Последствия психологических травм

Психологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.

  • Насильственные действия со стороны взрослых часто приводят к нарушениям пищевого поведения, среди них: ожирение, булимия и анорексия. Это связано с тем, что человек с детства пытается получать удовольствие от еды, но зачастую не готов принять свое тело, которое изменяется в размерах. Чем больше он переживает по поводу своего тела, тем больше ест. Разомкнуть этот порочный круг подвластно только специалистам.
  • Родители с зависимостью выращивают психологически травмированного ребенка, который старается все держать под контролем, тяжело привыкает к новым условиям и людям, боится ошибиться, расслабиться и просто повеселиться. Обычно это происходит, когда малышу с раннего детства приходится брать не себя недетские функции взрослых в быту и жизни.
  • Эмоциональное насилие. Ребенок не может защитить себя от едких высказываний, боится высказать свое мнение и мысли, ощущает постоянную тревогу перед тем, как что-то сказать. Из такого малыша вырастает соответствующий взрослый: стесняющийся собственного мнения, со страхом быть отвергнутым из-за незначительной ошибки в высказываниях.
  • Жестокое обращение и физическое насилие. Научившись с детства угождать окружающим ради собственной безопасности, человек во взрослой жизни не умеет отказывать, легко поддается манипуляциям и не умеет устанавливать психологические границы.
  • Отсутствие выбора. Если с маленького возраста ребенок не имел возможности выбирать, постоянно подвергался критике своих желаний и прессингу со стороны взрослых словами «я хочу как лучше», то, став взрослым, он уже не готов делать этот выбор. Он часто поддается на любые уговоры, даже если это идет в разрез с его собственными взглядами, планами, потребностями и желаниями.
  • Развод родителей. Дети в большинстве случаев испытывают чувство вины в связи с этим событием. В результате, став взрослыми, они предъявляют завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках собственного супруга.

Причины детских психотравм

Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:

Психологические симптомы

Это резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

  • резкие скачки настроения;
  • чувство вины. У детей выражается словами: «это из-за меня», «если бы не я, так бы не случилось»;
  • тревожность. Ее можно заметить по поведению: малыш прячет глаза, старается быть незаметным, постоянно что-то теребит в руках, выполняет навязчивые действия;
  • ощущение брошенности. Проявляется во фразах «меня никто не любит», «я остался один», «никто не может мне помочь»;
  • растерянность и нарушение концентрации внимания. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемых действиях, постоянно отвлекается на свои мысли;
  • замкнутость. Малыш не хочет разговаривать даже с теми, с кем раньше с удовольствием общался, не радуется приходу друзей, не включается в общение со знакомыми сверстниками.

Работа со взрослыми, пережившими детскую психологическую травму

Часто к специалисту обращаются взрослые люди с разными симптомами, причиной которых при глубокой психотерапевтической работе оказываются полученные в раннем детстве психотравмы. В этом случае также возможна их проработка и, благодаря этому, повышение качества дальнейшей жизни человека.

  • Техника пустого стула. Психотерапевт предлагает пациенту представить, что на пустом стуле напротив него сидит значимый для него человек, с которым связаны психотравмирующие события. Так человек может высказать свои эмоции и чувства, тем самым поработав с собственной травмой. Ему также предлагается сесть на этот пустой стул и побыть тем самым человеком, ответить на свои вопросы от его лица, попытаться объяснить свое поведение. Эта техника помогает человеку заново пережить все события, но под контролем психотерапевта, который вовремя сможет направить течение ситуации в менее травмирующее русло.
  • Схематическая терапия. С помощью таких методов, как диалоги, ролевые игры, ведение дневников и обучение поведенческим навыкам психотерапевт изменяет схему восприятия человеком самого себя, помогает преодолеть страхи и корректирует стремление пациента к избеганию неприятных ситуаций.
  • Десенсибилизация и переработка движением глаз. Это специальная техника, помогающая избавиться от привычной реакции пациента на психотравму. Суть метода заключается в том, что человек, наблюдая глазами за некоторыми движущимися предметами, пытается сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, связанных с травмой. При этом включается работа обоих полушарий головного мозга одновременно, в результате чего болезненные воспоминания становятся менее травмирующими.

Симптомы психологической травмы

У каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические.

Стадии переживания психотравмы

Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:

  1. Отрицание. Ребенок в шоке, он не готов принимать то, что с ним происходит в данный момент, поэтому его психика пытается защититься. Например, малыш отказывается верить, что мама не хочет его замечать из-за какого-то проступка.
  2. Гнев. Кроха видит, что то, что произошло – вполне реально. Он не согласен, сердится и злится, может даже крушить и ломать все вокруг. Если ситуация не меняется и мама по-прежнему его игнорирует, то после эмоционального выплеска происходит переход на следующую стадию.
  3. Торг. Малыш пытается договориться: «Мама, я буду хорошим», «Мама, пожалуйста, поговори со мной, а я все исправлю». Если мама остается непреклонной, ребенок начинает по-настоящему горевать.
  4. Горе. Малыш плачет и рыдает, осознавая, что былых отношений уже не вернуть.
  5. Принятие. Малыш учится жить с тем, что отношения с мамой изменились и уже не будут прежними.

Конечно, в представленном примере ситуация немного утрирована, а травма игнорированием наносится не за один раз, а при периодическом повторении. Но при любой травме ребенок проходит эти стадии. Чем серьезнее травма, тем дольше во времени растянуты стадии.

Физиологические симптомы

Это изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.

При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша.

Чем опасны детские психологические травмы

Любые травмы, независимо от вида оказывают серьезное негативное влияние на процесс детской социализации. У ребенка возникают трудности с обретением друзей, общением с новыми людьми, адаптацией к новым условиям и коллективу. У ребенка с психологической травмой психика склонна к формированию навязчивостей, страхов и социофобии.

Последствия детской психологической травмы у взрослых проявляются в высоком риске развития депрессий, при которых огромное чувство вины может разрушать все стороны их жизни.

Детские травмы во взрослой жизни, согласно психологии, в связи с пережитыми стрессами развиваются в обсессивно-компульсивные расстройства, характеризующиеся выполнением странных защитных действий под влиянием нелогичной навязчивости.

Заключение

Психические травмы детства могут нанести серьезный ущерб психике ребенка. Они возникают в связи с разными факторами: неадекватным воспитанием, разводом родителей, проблемами со здоровьем и другими. Последствиями психотравмы могут быть трудности в общении и взаимодействии с людьми, низкая самооценка, обсессивно-компульсивные расстройства и даже преступное поведение.

Для работы с ней лучше всего обратиться к психологу или психотерапевту – они смогут оказать адекватную помощь при детских психологических травмах и найти пути их преодоления, вне зависимости от времени, которое прошло после травмирующего события. То есть, детские травмы можно проработать и во взрослом возрасте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector