Программа интегративного уровня «Учебно-методический комплект «Глобальная школьная лаборатория. Естествознание 5-6 класс» — МегаЛекции

Глобаллаб – глобальная школьная лаборатория

Откровенно говоря, мы услышали о платформе ГлобалЛаб в только в 2021 году. Удивление нарастало, когда узнали, что этот проект, созданный при грантовой поддержке Фонда «Сколково» достаточно популярен и широко используется у нас в стране. Стало досадно за нашу «отсталость», ведь технология проектно-исследовательской деятельности при организации УВП является ведущей в гимназии. Более того, данный ресурс предлагает иной вид проектов, построенных по принципам особого вида краудсорсинга, с которым не знакомы ни гимназисты, ни учителя, а это значит, что такой тип проекта точно должен быть освоен и апробирован при организации проектно-исследовательской деятельности.

Во 2 полугодии 2021-2020 года проводились мероприятия по ознакомлению педагогов с ГлобалЛаб и презентации ее возможностей при организации УВП. Педагоги проводили пробы и формировали определённое представление об эффективности данной платформы для проведения уроков. Именно в этот период педагоги увидели преимущество создания авторских проектов на платформе ГлобаЛаб для организации массового дистанционного обучения.

В 1 полугодии 2020-2021 подключились педагоги, которые увидели возможности ГлобалЛаб для организации и обновления деятельности на курсе «Основы проектно-исследовательской деятельности» (далее – ОПИД) в 5–7 классах. Кроме того, готовые проекты ГлобалЛаб можно использовать как дополнительный ресурс для организации лабораторных работ по предметам естественно-научного цикла, внеурочной деятельности.

В настоящее время платформа ГлобалЛаб является дополнительным цифровым ресурсом для организации УВП в гимназии:
1. Создаются рабочие программы урочной и внеурочной деятельности с использованием проектов ГлбалЛаб.
2. Педагоги стали использовать платформу для развития умений работать с информацией.
3. Дети выбирают индивидуальные проекты, в основу которых берутся результаты смежных проектов, имеющихся в банке проектов ГлобалЛаб.
4. Появилась инициатива у детей для создания собственных проектов, с использованием ресурса ГлобаЛаб и их реализации.
5. Разработан 10-дневный проектно – исследовательский модуль «Неизвестное об известном» для летней научной школы с использованием готовых проектов ГлобалЛаб.

Таким образом, ГлобалЛаб хорошо вписывается в УВП гимназии. Проекты могут использоваться для формирования функциональной грамотности обучающихся, а также технологического знания учеников, основанном на овладении универсальных технологий деятельности человека в современном мире – проектировние, исследование и управление.

Программа интегративного уровня «учебно-методический комплект «глобальная школьная лаборатория. естествознание 5-6 класс» — мегалекции

Рассматриваемая программа интегративного уровня по естествознанию в 5-6 классе называется «Учебно-методический комплект «Глобальная школьная лаборатория. Естествознание 5-6 класс» (далее ИУМК ГлобалЛаб).

В качестве тематической основы курса выбрана метафора глобальной лаборатории, членами которой становятся учащиеся школ, распределенных по всему миру. Вместе они проводят исследования в своих регионах, каждый из которых в силу особенностей местоположения обладает своеобразным климатом и уникальным набором биологических, географических и геологических характеристик. В содержательном смысле, Глобальная Лаборатория изучает Землю как место общего обитания людей. Поскольку «Землю нельзя изучать в пробирке» — они пытаются из мозаики данных, предоставленных коллегами-партнерами воссоздать многообразие геологических характеристик и природно-климатических условий нашей планеты и многообразие форм живого. Так общее и частное в курсе переплетается в содержании курса.

Программа состоит из двух частей.

Первая часть рассчитана на пятиклассников и состоит из семи разделов. Каждый раздел — это самостоятельный проектное-ориентированный учебный модуль, предполагающий совместную сетевую работу учащихся, в ходе которой они изучают основы естествознания и получают пропедевтическую подготовку для более углубленного изучения естественных наук в старшей школе.

По сути, это проект, задача которого состоит в том, чтобы исследовать и описать природные характеристики и естественнонаучную историю опытного участка, выбранного самими школьниками.

Опытный участок является частью окружающей школу природной среды и служит объектом изучения и анализа в ходе всего курса ГлобалЛаб. Он выбирается на основе целого ряда критериев, которые рассматриваются во вводных главах Курса и в соответствующих разделах методического пособия для учителя. Процедуре выбора опытного участка придается особое значение. В этом процессе необходимо учесть мнение каждого школьника. В дальнейшем это должно помочь детям воспринимать опытный участок как выбранный ими самими объект изучения и анализа. С этого начинается построение аутентичной обучающей среды, характерной для всего курса ГлобалЛаб.

Первый модуль ГлобалЛаб называется: «Строим глобальное сообщество школ». В ходе данного проекта формируется сетевое сообщество школ-участников проекта; дети знакомятся с другими участниками Глобальной лаборатории и готовят собственную слайд-презентацию, в которой они рассказывают о себе, своем классе, школе, районе. Для подготовки презентации используются фотографии, рисунки, тексты, которые загружаются на сайт Глобальная лаборатория. Затем необходимо выбрать опытный участок — участок земли на котором будут проходить исследования этого года, а может быть, и двух лет. Как выбирать опытный участок подробно описано в книге для учителя материалы которой представлены на сайте и в данной коллекции.

О том, насколько детально учащиеся «проходят» в курсе Глобальная свой опытный участок, свидетельствует перечень проектно-ориентированных модулей, из которых складывается ИУМК. После представления, классы картируют опытные участки, изучают и сравнивают их биологическое многообразие (2-ой модуль). В ходе этого проекта школьники делятся на группы. Каждая группа получает собственное задание. Одна группа составляет план опытного участка, другая — делает фотографии и зарисовки, третья — описывает его флору, четвертая — фауну, и т.д. (подробнее см. Книгу для учителя). Затем все эти данные загружаются в базу данных «Наши коллекции», хранящуюся на Интернет-сайте ГлобалЛаб.

После этого они собирают на своих опытных участках семена, описывают и проращивают их и обсуждают в сети условия прорастания семян (3-ий модуль). Кроме того, учащиеся учатся проводить эксперименты в условиях контролируемой температуры и влажности, предусматривавшие использование соответствующих цифровых датчиков.

Следующий этап — рассмотреть на примере опытного участка масштабы и шкалы, от экосистем до молекул (4-ый модуль). Учащиеся помещают опытный участок в разные контексты: локальный, региональный и глобальный. Они учатся оценивать разнообразные влияния, которые экологические факторы могут оказывать на него; при этом особое внимание уделяется роли воды. Вода в этом проекте — тот объект, который учащиеся учатся рассматривать на молекулярном, клеточном, оргазменном и экосистемном уровнях. Этому способствуют игровые методики (игра «Судьба молекулы воды» приведена а Рабочем Журнале). В этом проекте впервые используются динамические компьютерные модели, созданные на базе моделирующей среды «Молекулярная Мастерская». Работая с моделями, учащиеся переходят с галактического уровня, где объекты имеют размерность 1012 и выше, до микроуровня, где размерность объектов убывает до 10-12 степени.

За этим следует изучение геологических характеристик опытного участка и обсуждение геологической истории Земли (модуль 5 «История Земли и в камне»). В этом проекте учащиеся получают первоначальные представления о геологической истории Земли, о теориях, объясняющих дрейф материков и происхождение континентов, сравнивают разные типы камней и минералов, и создают собственные коллекции. Затем школьники загружают в базу данных ГлобалЛаб, хранящуюся на Интернет-сайте, фотографии собранных ими камней и минералов, создавая таким образом виртуальный архив ГлобалЛаб, которым могут воспользоваться все участники проекта. Так школьники получают первоначальные навыки совместной работы по сбору, хранению и систематизации коллекций.

Особое значение имеет 6-ой модуль: «Синхронный экологический стоп-кадр». Этот проектное-ориентированный модуль предполагает, что учащиеся всех ГлобалЛаб школ в один и тот же заранее оговоренный день и час (астрономический полдень дня весеннего равноденствия) выйдут на свои опытные участки чтобы провести одни и те же геоклиматические наблюдения, включающие измерение угла наклона солнца, температуры воздуха и освещенности, а также фенологические описания. Помещенные в общую базу данных, эти наблюдения анализируются, помогая учащимся понять, как работают ученые — биологи, климатологи и геофизики.

Завершающий модуль: «Наш опытный участок во времени» — утилизует исследовательские навыки школьников, которым необходимо узнать, что было на их опытном участке 10, 100, 1000 и миллионы лет тому назад. В выяснении этого учащиеся интегрируют естественнонаучные, природоведческие, археологические и палеонтологические данные и учатся собирать доказательства в сети Интернет, в архивах и библиотеках, а также интервьюируя взрослых. Публикуя результаты своих исследований на Интернет-сайте ГлобалЛаб, учащиеся должны ощутить аутентичность научного поиска, в который они были вовлечены в течение всего курса Глобальной Лаборатории.

В дальнейшем, переходя от проекта к проекту, классы создают архивы-коллекции, доступ к которым возможен как из Архива ГлобалЛаб, так и со «страницы класса», которая поддерживается на сайте. Кроме того, на Интернет-сайте имеются ресурсные материалы поддержки проектов, включая соответствующие страницы учебника ГлобалЛаб и Рабочего журнала, ссылки на тематические Интернет-сайты кнопки запуска компьютерных динамических моделей, а также кнопки выхода на соответствующие архивы и коллекции ресурсов в базе данных ГлобалЛаб, собранные классами-членами глобальной лаборатории при выполнении определенного проектного задания.

Первую часть ИУМК можно использовать в качестве целостного интегрированного курса естествознания или в качестве факультатива, или в виде отдельных модулей, продолжительностью 8-10 уроков каждый, которые учитель может встраивать в соответствующие разделы курса, внедряя таким образом перфектно-исследовательские методы обучения и повышая одновременно мотивацию школьников.

Вторая часть курса рассчитана на шестиклассников и ориентирована на факультативную работу с детьми, проявляющими интерес к углублённому изучению естественных наук и склонность к самостоятельной исследовательской деятельности. Вместе, материалы первой и второй частей могут способствовать пробуждению у детей интереса к самостоятельной научной деятельности и выбору ими впоследствии профессии ученого.

В ходе проектной работы учащиеся более углубленно чем в 5-ом классе описывают экологические характеристики опытного участка и проводят лабораторные работы, облегчающие понимание физических причин наблюдаемых явлений.

Затем они и сравнивают результаты с теми, которые были получены годом ранее. Затем школьники переходят к изучению литосферных, гидросферных и атмосферных характеристик опытной станции в темах-проектах: «Литосфера», «Гидросфера» и «Атмосфера». В ходе занятий осуществляется дальнейшая пропедевтическая работа по ознакомлению учащихся с понятиями и методами физики, химии, биологии и по прежнему используются средства ИКТ-поддержки, включая Интернет сайт, цифровые датчики и обмен данными в сети.

Методически курс интегрирует социальный и краеведческий аспекты, и активно использует телекоммуникацию. Для формирования позитивной социальной динамики, каждый класс готовит слайд-презентацию, в которой учащиеся рассказывает о себе, о своей школе, районе, городе. Они обмениваются электронными сообщениями и участвуют в тематических форумах. Построению сетевого сообщества и обучению навыков коммуникации в нем посвящен первый раздел ИУМК ГлобалЛаб, который называется «Строим глобальное сообщество школ-лабораторий»,

Краеведческий аспект курса формируется за счет использования концепции опытного участка, который каждый класс выбирает неподалеку от школы. Учащиеся сами решают, какую часть своей «малой родины» они будут углубленно изучать в течении года, чтобы представят миру в виде публикации на ГлобалЛаб сайте, которая будет доступной каждому человеку мира через сеть Интернет. Сочетание социального аспекта с аутентичностью выбора объекта исследования — опытного участка — оказывает мотивирующее воздействие на школьников, позволяя им выполнять исследования, глубина и объем которых превосходит те, которые обычно задаются в 5-6 классах.

Интегративный курс естествознания — это постоянный поиск подходов и методов познания. В рассматриваемом курсе учебный процесс максимально приближен к естественному процессу познания.

При проведении занятий исключена монологовость; по мере возможности преодолены рамки урочно-отметочной системы, так как эти стороны учебного процесса исключают саму суть образования — «живое знание», духовную интеллектуальную деятельность ученика и учителя. Первого превращает в пассивного слушателя, эксплуатируя только его механическую память; второго — в транслятора, передающего формальные знания, зачастую несоответствующие времени. С этой целью обычный класс превращается в сообщество исследователей. Роль учителя в данном сообществе, в отличие от традиционного (эксперта, судьи, энциклопедиста с готовыми на все ответами) — обозначить проблемное поле, организовать поиск в неизведанное.

При обсуждении ученики продуцируют, обсуждают идеи, проясняют понятия, развивают гипотезы, оценивают возможные последствия. При таком построении отношений ученики учась, в то же время наслаждаются интеллектуальным общением, развивают навыки исследования, выясняют суть образованных понятий; осознают свою взаимозависимость и в то же время признают за каждым право на особую точку зрения и видения; достигают единой награды: расширение своего кругозора, выявление незнания, использование материала из разных областей в интегрированном и концентрированном виде.

Особенность данных занятий еще и в создании «свободного пространства и времени»: неспешного обсуждения, которое не должно быть направлено на необходимые решения (оценить, пройти, закрепить, «как правильно», не тащить, не подталкивать, исключить силовое давление, так как ускорение свидетельствует только о силах самого учителя, ничуть не способствуя развитию сил ребенка. Помнить, что «естественный ребенок» не любит помощи и с бесконечным терпением будет добиваться поставленной им самим цели.

Типичная последовательность «объяснение — условие — самостоятельные действия» принятая при традиционно-организованном обучении «по программам» переворачивается и принимает вид: «самостоятельные действия — условие — объяснение». Последнее является основной естественной «саморазвивающейся среды», в которой ребенок, возводит структуры собственного интеллекта «школа мышления».

В интегративном курсе 5-6 классов основное значение придается первым урокам. Обнаружение загадок происхождения мира, жизни, человека, явлений природы дает возможность конкретизации, индивидуализации подходов, структурирования содержания программ и форм деятельности.

В 6-м и последующих классах ученики включены в проектную работу основную на многолетних наблюдениях.

Выводы по главе

Таким образом, процессуально-содержательная модель интегративного курса естествознания «Учебно-методический комплект «Глобальная школьная лаборатория. Естествознание 5-6 класс» подразумевает, что в процессе интенсивной совместной деятельности учителя и ученика развиваются навыки рационального и интуитивно-образного постижения действительности, инициируется творческая деятельность субъектов познавательной деятельности. Результатом деятельности является формирование естественнонаучного миропонимания и представления о целостности природы, осознание роли законов природы в жизни человека и необходимости осуществлять свою деятельность с опорой на научные знания исходя из требований экологического императива. Опыт осуществления природосообразной деятельности способствует воспитанию экологической культуры учащихся.

Основой для формирования естественнонаучного миропонимания в курсе естествознания является система общенаучных понятий и природных закономерностей.

В предметное содержание курса естествознания включены общенаучные понятия и категории, позволяющие раскрыть не только системный характер природной системы (система и элемент, поле и вещество, энергия и энтропия, и пр.) но и фундаментальные закономерности природы (законы сохранения, направленности и периодичности природных явлений), а также методы научного познания. Это позволяет ученику воспринимать мироздание как саморазвивающуюся систему, включающую человека, который должен согласовывать свои цели и методы их достижения с природными законами. Такой подход способствует реализации принципов экологизации и фундаментализации образования.

Заключение

В данной работе рассмотрен интегративный курс «Глобальная лаборатория. Естествознание 5 класс» (далее, ГлобалЛаб),который выполнен на проектной основе. По сути, это проект, задача которого состоит в том, чтобы исследовать и описать природные характеристики и естественнонаучную историю опытного участка, выбранного самими школьниками.

Структурно учебный год в ГлобалЛаб в пятом классе делится на семь разделов, которые называются проектами. Каждый проект длится примерно 4-5 недель. В ходе выполнения проектов учащиеся выбирают и анализируют опытный участок с семи разных перспектив, получая и интегрируя таким образом естественно-научную информацию, традиционно относящуюся к биологии, геологии, физике, химии, палеонтологии и археологии, получая таим образом первоначальное представление об этих дисциплинах.

Представляется, что такой подход служит также пропедевтическим целям, подготавливая учащихся к углубленному прохождению соответствующих дисциплин в старших классах. Подробная пропедевтика относится к числу основных задач вводного курса «Естествознание 5 класс» в соответствии с федеральным образовательным стандартом.

В течение второго года (может быть основан на внеклассной или внешкольной работе) учащиеся выполняют индивидуальные или групповые проекты. В ходе проектной работы учащиеся более углубленно чем в 5-ом классе описывают экологические характеристики опытного участка и проводят лабораторные работы, облегчающие понимание физических причин наблюдаемых явлений.

Подробные методические рекомендации по проведению в классе каждого из проектов приведены в книге для учителя, которая является неотъемлемой частью ИУМК. Следует подчеркнуть, что данный курс требует, чтобы в классе был хотя бы один компьютер, подключенный к сети Интернет, и проектор с экраном, на который можно было бы проецировать изображение с компьютера.

Работа в ИУМК «Глобальна лаборатория» хорошо интегрируется с Интернет-сайтом поддержки <http://globallab.concord.org>. Работа с сайтом начинается с регистрации пользователя (учителя) и регистрации им учеников его класса (или классов). Поле для ввода логина и пароля или регистрации нового участника проекта находится в правом верхнем угле сайта. Учитель имеет доступ ко всем ресурсам, доступным школьнику и к методическим материалам, изложенным в книге для учителя. Для того, чтобы зарегистрироваться на сайте, необходимо ввести логин и пароль, который получает учитель у администратора ГлобалЛаб. Учитель предоставляет соответствующие данные для входа на сайт ученикам своего класса или классов.

Как часть регистрации в ГлобалЛаб, каждый класс заполняет «географический паспорт» опытного участка, в котором указываются климатические и географические характеристики той местности, где расположен данный класс. Как только регистрация завершена, на карте ГлобалЛаб появляется звездочка, которая соответствует расположению данного класса на карте мира. Теперь класс стал полноправным членом сообщества Глобальной лаборатории.

Учитель может использовать целостный курс ГлобалЛаб или его отдельные компоненты — проектно-ориентированные модули, которые можно встраивать в базовый курс Естествознания для 5-6 класса.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы педагогической инноватики: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. В.П. Делия. — М.: ИСЭПиМ, Де-По, 2009. — 373 с.

. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: метод. Преподавания: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, Н.И. Орещенко, А.А. Ульянова. — М.: Просвещение 2005. — 158 с.

. Алексашина И.Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. — 2006. — №1. — С. 161 — 165.

. Ахмадуллина Л.Г. Биология с основами экологии: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2006. — 128 с.

. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Естествознание: Современные когнитивные концепции: Учебное пособие / Под общ. и науч. ред. В.Р. Ирина. — М.: ЛИБРОКОМ, 2021. — 224 с.

. Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М.: ИЦ Академия, 2021. — 368 с.

. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: Интерактивные методы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 314 с.

. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. — М.: ИЦ Академия, 2021. — 288 с.

. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление. // Вопросы образования. — 2002. — №2. — С. 3 — 9.

. Иванов С.А. Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания. Дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.

. Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: КН. Для учителя. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.

. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. В.Б. Супян. — М.: Магистр, 2009. — 399 с.

. Кузнецов А.А., Панюкова С.В., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Под ред. И.В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.

. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. — 2004. — №3. — С. 44 — 49.

. Лукьянов А.В. Историко-критическое введение в философию естествознания: Монография. Екатеринбург: Изд-е Уральск, гос. ун-та, 2003. — 199 с.

. Любичанковский В.А., Богуславская С.М., Нагорная О.В. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности как фактор преодоления отрицательных последствий этноцентризма // «Credo». — 2008. — №4 (22). — С. 32-38.

. Мартынова М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Тип и формы интегрированных уроков: Методические рекомендации. — Томск, 2005. — 12 с.

. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. — М.: Логос, 2008. — 276 с.

. Мельник Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. — СПб.: КАРО, 2006. — 192 с.

. Моисеева Л.В., Иванова А.В. Экологическая картина мира младших школьников: образ и познавательная модель: Монография / Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 2004, — 96 с.

. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Том (часть) 1: Учебник. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 687 с.

. Петунин О.В. Изучение экологии в школе: Программа элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения. — М.: Акад. развития, ВКТ, 2008. — 192 .

. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2021. — 574 с.

. Полат Е.С., Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. — М.: ИЦ Академия, 2021. — 192 с.

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста. Том (часть) 1: Учебное пособие. — М.: Владос, 2008. — 383 с.

. Рыжаков М.В., Суравегина И.Т., Иванова Р.Г. Естествознание: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вита-Пр., 2004. — 224 с.

. Рысакова И.В. Живая природа. — М.: Росмэн-Пресс, 2021. — 96 с.

. Седова Н.Е. Основы практической педагогики: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 192 с.

. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно — содержательные характеристики развития личности: Избранные труды. — М.: Флинта, МПСИ, 2004. — 672 с.

. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. — СПб.: Питер, 2003. — 212 с.

Информационная карта о передовом педагогическом опыте

Информационная карта опыта

Информационный раздел

Наименование (тема) опыта

Курс «Глобальная лаборатория. Естествознание 5 класс» (далее, ГлобалЛаб)

Адрес опыта

Образовательный консорциум «Конкорд», Конкорд, Массачусетс, США при поддержке Российского Национального Фонда Подготовки кадров (НФПК), Москва, Россия

Сведения об авторах опыта

Б.С. Беренфельд, С.Н.Ловягин, Барбара Тинкер, при участии Д.Л. Маркмана, Джорджа Коллисон, Джудит Коллисон, Эмми Паллант

Главная идея опыта

Главная идея — не запоминание готовых сведений, а самостоятельный поиск ответов на вопросы

Материалы, которыми представлен опыт

Инновационный учебно-методический комплект «Глобальная школьная лаборатория. Естествознание 5-6 класс» (далее ИУМК ГлобалЛаб) состоит из двух частей. Первая часть рассчитана на пятиклассников и состоит из семи разделов. Вторая часть — для шестиклассников и состоит из трех проектов. Состоит из2-х книг для учеников, 2-х книг для учителя и 2-х журналов для лабораторных и полевых работ.

Степень новизны опыта

В качестве тематической основы курса выбрана метафора глобальной лаборатории, членами которой становятся учащиеся школ, распределенных по всему миру. Вместе они проводят исследования в своих регионах, каждый из которых в силу особенностей местоположения обладает своеобразным климатом и уникальным набором биологических, географических и геологических характеристик. В содержательном смысле, Глобальная Лаборатория изучает Землю как место общего обитания людей. Поскольку «Землю нельзя изучать в пробирке» — они пытаются из мозаики данных, предоставленных коллегами-партнерами воссоздать многообразие геологических характеристик и природно-климатических условий нашей планеты и многообразие форм живого. Так общее и частное в курсе переплетается в содержании курса.

       

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector